Что такое реорганизация предприятия

Что такое реорганизация предприятия

Реорганизация предприятия – это изменение юридического лица с сохранением всех его обязательств и прав. Предприятия могут объединяться или делиться, и каждое изменение ведет к смене юридического лица. Реорганизацию могут провести владельцы компаний, управляющие и акционеры, а также ее могут назначить в судебном порядке.

В каких случаях актуальна реорганизация предприятия?

Порой только реорганизация позволяет фирме выжить, избежать банкротства и ликвидации. Так, присоединившись к более крупной организации, способной выплатить долги по предприятию, фирма может продолжить существовать, сохранить рабочие места и имущество.

Также реорганизация может быть выгодной. К примеру, разделяя одну крупную компанию на несколько мелких, можно сэкономить на налогах, переведя часть новых компаний на упрощенное налогообложение. Или сэкономить на услугах разных специалистов, сократить штат сотрудников, объединив несколько мелких компаний в одну.

Виды реорганизационных мероприятий. Слияние

Компании могут пройти через слияние. Слияние предполагает, что несколько отдельных юридических лиц перестают существовать, а вместо них появляется одна фирма, которая полностью взяла на себя обязательства закрывшихся юридических лиц.

Реорганизация предприятия

  • Присоединение

Иным вариантом укрупнения является присоединение, когда юридическое лицо закрывается, а все его права, обязанности и имущество переходят к основному юридическому лицу, уже функционирующему.

  • Разделение

Разделение – это закрытие одного юрлица и открытие нескольких других. Здесь важным вопросом является равномерное и честное распределение между ними обязанностей и возможностей бывшего юридического лица.

  • Выделение

Выделение – юридическое лицо все еще действует, но появляется еще одно, которому передается часть обязательств первого. Так образуются дочерние предприятия.

  • Преобразование

В п. 5 ст. 57 ГК РФ предусмотрена еще одна форма реорганизации юридических лиц - преобразование. Его суть заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица. Например, ООО может быть преобразовано в АО и наоборот.

Что нужно учесть при реорганизации компании?

Самым важным аспектом проведения любой реорганизации является соблюдение баланса. Все без исключения обязательства компании должны быть распределены так, чтобы ни одно не было упущено. Даже те обязательства, которые само юридическое лицо считает необязательными, оставленными на его усмотрение, должно быть учтено.

Чтобы удостовериться в том, что реорганизация прошла без потери данных по обязательствам, в случае слияния составляют передаточный акт, а в случае разделения – разделительный баланс. Процесс считается завершенным, когда все данные о юридических лицах внесены в Единый государственный реестр.

Для начала реорганизации нужны такие бумаги:

что такое реорганизация компании

  • учредительные документы уже функционирующих юридических лиц;
  • копии протоколов Общего собрания, договоров об учреждении, кодов Госкомстата;
  • свидетельство о внесении записи с ЕГРЮЛ;
  • свидетельство о постановке на учет;
  • свидетельство из ФСС;
  • бухгалтерская отчетность за три года;
  • данные по открытым банковским счетам;
  • документальные подтверждения фактов опубликования данных и оповещения кредиторов.

Реорганизация предприятия – сложный процесс, требующий грамотного сбора всех документов и точного исполнения законодательства в этой области. Если возникла необходимость проводить эту процедуру, важно выполнить ее точно и в полном объеме.

Юрист Муртазин

murtazindanil@mail.ru
450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Братьев Кадомцевых, д. 12/2, 1 этаж, отдельный вход "Офис 2"